Цитата |
---|
Контракт на поставку в Индию российских вертолетов и машинокомплектов истребителей показал, что наша страна не собирается отдавать индийский рынок вооружений западным конкурентам. Однако, ее дальнейшие успехи в этом направлении будут зависеть от скорости осуществления совместных российско-индийских проектов.
Россия и Индия по-прежнему считают друг друга самыми надежными партнерами в сфере военно-технического сотрудничества. Заявления об этом прозвучали в ходе визита в Индию российского президента Владимира Путина. «Россия является ключевым партнером в наших попытках модернизировать наши вооруженные силы, чтобы увеличить нашу оборонную готовность. Ряд проектов, где мы работаем вместе для совместной разработки и производства, уже успешно проходит в таких областях, как высокие технологии. Мы отметили, что очень хорошо идут эти проекты» — подчеркнул журналистам премьер-министр Индии Манмохан Сингх. «Мы договорились и дальше укреплять традиции тесного сотрудничества России и Индии в сфере военно-технического взаимодействия, продвигать новые проекты, в том числе по созданию совместных производств и передаче технологий» — заявил и президент России Владимир Путин. Эти слова стороны подкрепили делом, подписав контракт на поставку в Индию 71 вертолета Ми-17В-5 стоимостью 1,3 млрд долларов и договор на поставку машинокомплектов для лицензионного сборочного производства на заводе индийской корпорации HAL 42 истребителей Су-30МКИ стоимостью 1,6 млрд долларов. Глобальный размах Индия традиционно является крупнейшим импортером российского оружия. По сути, именно благодаря предыдущим индийским заказам, КБ «Сухого», авиазавод «Иркут» и пул российских вертолетостроителей смогли не просто «выплыть» в условиях хронического отсутствия денег на покупку вооружений у российского военного ведомства, но и продолжили работу над перспективными образцами и военной, и гражданской авиации. Деньги у российских военных появились только в прошлом году, а Индия, в общей сложности, на сегодняшний день уже приобрела у России 230 Су-30МКИ на общую сумму 8,5 млрд долларов и еще около 140 машин по лицензии должно быть собрано на заводах корпорации HAL. Если говорить о новейшей истории взаимоотношений двух стран (российская военная техника работает в Индии с 60-х годов прошлого века), то с 2008 году в Индию пошли поставки и 80 вертолетов Ми-17В-5, которые должны там сменить отработавших свое «рабочих лошадок» Ми-8. В октябре были заключены соглашения стоимостью почти 5 млрд долларов о поставках в Индию до 2030 года 970 двигателей и их комплектующих для истребителей АЛ-31ФП. И тогда же, по сообщению газеты Times of India, комитет по безопасности при правительстве Индии одобрил приобретение в России 10 тыс. противотанковых управляемых ракет «Конкурс-М», управляемых танковых снарядов «Инвар» для танков Т-90 и более 200 ракет «БраМос» (BrahMos) воздушного базирования на общую сумму в 80 млрд рупий (более 1,5 млрд долларов). Предполагается, что еще как минимум 15 тыс. «Инваров» после этого будут произведены по лицензии в самой Индии. РСК «МиГ», в свою очередь, сообщила, что в начале декабря начала поставки в Индию модернизированных истребителей «МиГ-29». Таким образом, с 2005 по 2012 годы, по данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), Россия оказалась крупнейшим экспортером продукции военного назначения (ПВН) в Индию. За это время Индия, по факту, импортировала обычных вооружений на сумму 27,8 млрд долларов. Из этой суммы на долю России пришлось 15,9 млрд долларов, на Израиль — 3,8 млрд долларов, на Великобританию — 3 млрд долларов. Казалось бы, на этом стоит вздохнуть облегченно и сказать, что дальнейшее военно-техническое сотрудничество двух стран к вящей радости российских «оборонщиков» и индийских военных будет развиваться семимильными шагами. Однако, не все так просто. Обиды и надежды Основная часть парка военной техники в Индии была сформирована еще в период существования Советского Союза с участием советских специалистов. Именно этим, да еще традиционным менталитетом индийского народа, мыслящего глобальными категориями времени, можно объяснить то, что индийцы, не «послали» в последние полтора десятка лет российское оружие куда подальше, а терпеливо дожидались восстановления российской оборонной промышленности. Хотя поводов «послать» было предостаточно. Последний из них — чудовищный по своей нелепости конфуз с авианосцем «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), передача которого Индии теперь переносится на конец будущего года. «Стороны наметили необходимые шаги для обеспечения скорейшей передачи авианосца "Викрамадитья" Индийской Стороне. Российская Сторона подтвердила, что будут приняты необходимые меры в данном направлении», — говорится по этому поводу в совместном заявлении сторон. Однако всякому терпению приходит конец. И индийцы блестяще продемонстрировали это в последние два года. Весной 2011 года российский истребитель МиГ-35 проиграл французскому Rafale тендер на поставку 126 средних многоцелевых боевых самолетов индийским ВВС, который был объявлен в 2007 году. Стоимость контракта оставила 10 млрд долларов, при этом половину этой суммы победитель должен вложить промышленное производство этого самолета на территории Индии. По контракту, первые 18 самолетов должны быть поставлены в собранном виде из-за границы, а остальные 108 — изготовлены национальной самолетостроительной компанией Индии HAL. Осенью того же года американский вертолет AH-64D Apache обошел российский Ми-28НЭ «Ночной охотник» в тендере на поставку 22 ударных вертолетов ВВС Индии стоимостью 1,4 млрд долларов. Нынешней осенью стало известно, что российские авиастроители, видимо, уступят зарубежным конкурентам еще два индийских контракта общей стоимостью 2 млрд долларов — на поставку 15 тяжелых вертолетов (здесь выбирали между Ми-26Т2 и американским CH-47F Chinook от Boeing) и шести самолетов-заправщиков (наш Ил-78МК-90 соревновался с европейским A330MRT от концерна Airbus). При этом, правда, окончательные итоги последних двух тендеров еще официально не объявлены, поэтому российская сторона считает, что не все еще потеряно. Кроме того, продолжается тендер по замене 200 легких вертолетов Alouette 2/3, которые Индия использует, преимущественно, в горных северных районах страны. Основная борьба разворачивается между AS550 Fennec разработки Eurocopter и российскими Ка-226Т. Поэтому Россия и Индия в вопросах военно-технического сотрудничества сейчас находятся в некоей «точке перехода». Понятно, что российская оборонная промышленность, находящаяся в последние полтора десятилетия в «полукоматозном» состоянии, физически не могла обеспечить потребности Индии не только в некоторых образцах вооружений, но даже порой поставить запасные части к выходящей из строя советской военной технике. Но индийское правительство при этом прекрасно понимает, что американская военная техника и политически тесно связанная с ней европейская техника — это тоже не сахар. Именно из-за позиции США в отношении вертолетных двигателей, Россия, например, на несколько лет была вынуждена отодвинуть серийное производство нового вертолета Ми-38. И дальнейшие перспективы военно-технического сотрудничества России и Индии, очевидно, впрямую будут связаны с тем, как будут продвигаться совместные разработки военной техники. Наиболее известные из них три — сверхзвуковая ракета «БраМос», истребитель пятого поколения и многоцелевой транспортный самолет. «Объединенная авиастроительная корпорация», например, сообщила, что в декабре этого года в КБ «Ильюшина» в Москву прибыла первая группа инженеров-конструкторов индийской корпорации HAL для совместной работы над новым транспортным самолетом. Очевидно, по мере продвижения этих совместных проектов России будет легче работать в Индии и по другим направлениям. А продвигаться есть куда — на повышение своей обороноспособности в ближайшее десятилетие Индия готова потратить до 200 млрд долларов. |
Это все хорошо, конечно, но меня лично удивляют просто гигантские траты на оборону Индии. Будто они готовятся не к одной, а сразу к трем мировым войнам