ФОРУМ ЗАКРЫТ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ И ЗАПИСИ 19.04.2015 г.
Вопросы, предложения, пожелания отправляйте на адрес: webmaster@insiderrevelations.ru
Новый форум находится здесь: Правдология. Пожалуйста ознакомьтесь с тематикой сайта и форума "Правдологии", прежде чем создавать новые темы и сообщения. Не все вопросы, которые было уместно обсуждать на данном форуме, будет уместно обсуждать на новом.
В 1975 году Годфри Реджио, человек, который провел 14 лет в молчании и молитвах, неожиданно пришел к идее снять фильм в абсолютно новом стиле. Он задумал взять образы из реальной жизни – эмоциональные, сырые, откровенные картины – и представить их в невербальной, нелинейной форме, создав, таким образом, своего рода киноконцерт, он задумал трилогию "Каци". В каждом из фильмов трилогии использован особый стиль: в первом фильме – "Койянискаци" – эффект ускоренного движения, чтобы заставить сознание воспринимать образы по-другому, во втором – "Повакаци" – замедленное движение, позволяющее сфокусировать внимание на чувственных особенностях живой природы.
«Koyaanisqatsi» снимался в течении семи лет. 35 тысяч метров отснятой плёнки. Плюс уникальные кадры, охота за которыми велась по киноархивам. «Koyaanisqatsi», — с языка индейцев племени Хопи, — это безумная жизнь, беспорядочная жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни… Жизнь — это движение. Кино — это движение. Безостановочное движение вызывает панику, кадры обрушиваются лавиной, режиссёр сталкивает, сочленяет, сращивает и терзает на экране органическое и синтетическое, природное и рукотворное — разные типы движения, разные виды жизни. Два года подряд на его монтажном столе лежит целый мир, который нужно собрать заново. Из хаоса сотворить космос или космос обратить в хаос. Приходит момент, когда Реджио понимает: отныне всё зависит от музыки, музыки, которая будет сопровождать полифонию «Koyaanisqatsi». Он выбрал Филиппа Гласса. Творение свершилось.
Конфликт между непознаваемым совершенством законов мироздания и человеком порабощающим вытекает в тенденциозное противопоставление гармонии Природы безумию больших городов. Медитативное интро демонстрирует естественную красоту пустынных каньонов и сияющих рек, но с ускорением темпа съёмки меняется и изначальный ландшафт. Так идеальное в своей первозданности тело Земли постепенно покрывается шрамами скоростных дорог, уродливыми папилломами небоскребов и незаживающими ранами, нанесенными ресурсодобывающими предприятиями. То пришел человек. Агрессор. Завоеватель. Хозяин мира, живущий по олимпийскому принципу «Citius, altius, fortius!» В бешеном ритме люди перемещаются по урбанистическим локациям, безостановочно работают конвейеры, автомобили сливаются в неразличимый поток.
В наш век высоких технологий и больших скоростей, человек утратил связь с природой. Он перестал быть любящим сыном вскормившей его матери, утратил почтение к ней. Человек перестал с благодарностью принимать то, что ему даровалось, взамен чего начал, подобно наркоману со стажем, бесстыдно отбирать бережно отложенное на «черный день». Родительская любовь слепа, но любому терпению рано или поздно приходит конец. Нарастает активность природных катаклизмов: землетрясений, извержений вулканов, цунами, наводнений, ураганов. Вероятно, человечество исчерпало свой лимит доверия, и природе остается только нанести ответный удар. А опыт, наработанный на истреблении не в меру обнаглевших динозавров, уже имеется. Остается наблюдать, какая казнь уготована homo sapiens’ам.
Хотя, может, все не так просто. Одно из пророчеств индейцев хопи, на котором режиссер делает акцент, гласит: «Если мы будем выкапывать богатства из земли, мы навлечем беду». Что ж, беду мы навлекли. Но велика вероятность того, что матушка-природа не станет насильственно избавляться от человечества, нарушившего симбиотический баланс, начав паразитировать на теле третей планеты Солнечной системы. Возможно, нам позволят самоустраниться, выполнив предназначение, сформулированное Ламарком: уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. Все, что создается человеком, так же успешно им разрушается, и этот процесс наглядно показан в фильме Реджио: целый жилой квартал отдается под снос, военная авиация бомбит города, и — апофеозом всего — величественно распускается ядерный гриб.
Но человек разрушает не только объекты материального мира — он разрушает себя, становясь рабом новых технологий. Прогресс до чего только не дошел. Тем, что чью-то маму и там, и тут показывают, уже никого не удивить. Перистые облака вспарывают железобетонные стрелы небоскребов, небесную синь полосуют своими брюхами авиалайнеры, и весь мир открывается перед глазами одним нажатием клавиши на компьютере. И этого мало, нужно больше. Ритм жизни в мегаполисах с каждым годом лишь ускоряется. Бесконечный круговорот производства и потребления, хаотичные миграции толп людей, ведомых какими-то целями, но в глобальном смысле, при отстраненном взгляде извне, лишенное всякого резона. Заработать, чтобы купить, заработать больше, чтобы купить больше. Упаковать себя в изготовленные на конвейере джинсы, как на близлежащем мясокомбинате упаковывают в целлофан одинаково целлюлозные сосиски. Стать обезличенным электронным компонентом на микросхеме города. Бежать, лететь, бояться опоздать, бояться не успеть, бояться перестать соответствовать молниеносно меняющемуся духу времени. Творить, совершенствовать, ломать и выбрасывать устаревшее, создавать новое… Быстрее, выше, сильнее…
Ближе к финалу картины фантастическая скорость, с которой перемещаются частицы урбанистического муравейника, оказывает психоделическое воздействие. И тем сильнее оказывается эффект резкого замедления повествования. Семь минут, чтобы вглядеться в пустые, растерянные лица людей, вырванных из привычного круговорота сиюминутных потребностей. Семь минут для того, чтобы вспомнить, что есть вещи на порядок выше… Еще бы вспомнить, что это за вещи. И пять минут, чтобы проследить за свободным падением горящего двигателя взорвавшейся ракеты. Пять минут как знак, что Икар подлетел слишком близко к Солнцу, Страшный Суд грядет, и мир, в котором отношения обесцениваются, а Сникерс дорожает, скоро полетит в тартарары.