Итак, как и обещал, написал некий начальный вариант видения проекта. Выкладываю для ознакомления. Прошу извинить за задержку - здоровье немного подвело, несколько дней с больной спиной пролежал.
Предлагаю следующий формат обсуждения.
1. Указать пункт, подлежащий исключению/добавлению/корректировке.
2. Указать действие - исключение/добавление/корректировка.
3. В случае добавления - предложить формулировку (не обязательно в четкой формулировке, можно в виде общей мысли).
4. В случае корректировки - указать исходную формулировку, после чего привести предлагаемую формулировку (можно опять же в виде общей мысли).
Полагаю, целесообразность обсуждения и его срок установит
Neo.
1. Цели создания проекта.
Целью создания проекта является формирование максимально объективной оценки деятельности личностей, обладающих возможностью значительного влияния на развитие страны.
2. Методы достижения поставленных целей.
Цели проекта достигаются путем открытого обсуждения профессиональной деятельности личностей, обладающих возможностью значительного влияния на развитие страны, и ее результатов.
3. Анализ аналогичных интернет проектов.
В настоящий момент в русскоязычном Интернет присутствуют два полярных проекта подобной направленности, а именно:
• «Имя России»;
• «Позор России».
3.1.Характеристика проекта «Имя России».
3.1.1. Информация от создателей проекта:
Раздел проекта
«О выборе»:
Памятуя о том, что историю России никогда не олицетворяли «светлые личности, никогда не темнеющие» или, того пуще, «темные личности, обреченные на беспросветность», все же нельзя забывать и то, что «исторический выбор-2008» – выбор не только досужий, но и ценностный. Разобраться в том, где заслуживающий порицания порок, а где достойная превознесения добродетель, где обнадеживающая перспектива, а где затхлый исторический тупик, надеемся, помогут оживленные теледебаты, посвященные каждому из кандидатов на звание «Имя Россия», которые стартуют с середины осени на телеканале «Россия».
Что за скелеты хранил в своем шкафу Петр I? Должен ли Иосиф Сталин быть благодарным Петру Столыпину? Был ли Иван Грозный политическим прообразом Александра II? Что милее россиянам, стихи жизнерадостного Пушкина или проза многомудрого Достоевского, лед праведного меча Александра Невского или пламень революционных спичей Владимира Ленина? Ответы на эти вопросы должны выясниться совсем скоро.
В разделе
«Социология» приводится несколько более конкретная информация:
В рамках проекта «Имя Россия» перед Фондом была поставлена задача выяснить, кого из 500 названных историками личностей россияне считают наиболее значимыми с точки зрения исторических судеб нашей страны. Для решения этой задачи были проведены два этапа исследований. Целью первого этапа было выяснить, о ком из персонажей знает, по крайней мере, половина россиян и потому есть возможность задавать о них более детальные вопросы относительно их роли в истории. Целью второго этапа было отобрать 50 персонажей, которые, по мнению россиян, оставили наиболее значительный, причем неважно – положительный или отрицательный – след в истории нашей страны. В ходе каждого этапа по месту жительства было опрошено 6 000 респондентов по выборке, репрезентирующей население Российской федерации.
3.1.2. Достоинства проекта:
• Попытка вызвать у населения интерес к истории России;
• Хороший уровень технологического обеспечения процесса голосования, в частности, поддержка интернет, телефонного и смс-голосований;
• Широкая известность проекта ввиду наличия «государственного» статуса.
3.1.3. Недостатки проекта:
• Проект практически не может претендовать на некий минимальный уровень независимости, поскольку, по сути, является государственным;
• Проект не ставит цели что-либо изменить в какую-либо сторону, преследуя, скорее, цели смещения «фокуса внимания» ввиду четко выраженной «исторической» направленности проекта (среди 12 наиболее популярных «героев России», представленных на проекте, нет ни одного «ныне здравствующего» кандидата).
• Невозможно что-либо с уверенностью сказать о модерировании проекта, но, в силу его «государственности», можно сделать предположение, что модерирование было весьма жестким;
• Отсутствие развития проекта.
3.2. Характеристика проекта «Позор России».
3.2.1. Информация от создателей проекта:
В разделе
«О проекте» представлена следующая информация:
Цель нашего проекта - способствовать реализации права граждан на свободу слова.
Создателями проекта является группа энтузиастов. Проект создавался без чьего-либо финансирования.
Идея создать такой проект возникла после просмотра очень популярного сайта Имя России - где всеобщим голосованием определяется человек, деятельность которого, по мнению посетителей сайта наиболее значима для России.
Проект Позор России создавался с целью ответа на другой логичный вопрос: «Кто же по мнению народа мнению является самым большим позором для Росии?» Кто из здравствующих или ушедших в мир иной своими поступками заслужил всеобщую нелюбовь?
Победителем становится кандидат получивший максимальное количество голосов.
3.2.2. Достоинства:
• Создатели проекта представляют собой независимую (хотя бы внешне) группу энтузиастов, что (как минимум, на первый взгляд) исключает влияние официальной государственной информационной политики.
• Проект предоставляет возможность гражданам высказать свое обоснованное негативное мнение о представителях «элиты» общества.
• Ясно продекларированы цели проекта.
3.2.3. Недостатки:
• Исключительно «негативная» направленность проекта, исключающая возможность создания у посетителя сайта объективной картины окружающей действительности;
• В цели проекта не входит намерение что-либо изменить в какую-либо сторону. По этой причине все дискуссии на сайте становятся бессмысленными;
• Слабая структурированность сайта. По этой причине в один список попадают, к примеру, Сергей Зверев и Анатолий Чубайс («разрушительность» Чубайса для страны на несколько порядков превосходит «разрушительность» Зверева), Александр Невский и Юрий Лужков (деятельность первого, какой бы она ни была, давно завершилась, плоды деятельности второго страна ощущает сейчас);
• Слабый уровень модерирования контента на проекте, по причине чего сайт изобилует «троллями» и абсолютно бессмысленными дискуссиями типа «все жиды - уроды»;
• Неудачная система голосования, допускающая многократное (в течение нескольких дней) голосование с одного IP адреса за любого кандидата и не допускающая одновременное голосование сразу за нескольких «достойных» кандидатов;
• Недостаточное техническое обеспечение голосования – отсутствует возможность телефонного голосования и голосования с использованием смс-сообщений (в значительной мере объясняется тем, что проект создан группой энтузиастов и не имеет «государственного» статуса);
• Недостаточная известность проекта;
• Отсутствие развития проекта.
4. Общие принципы реализации проекта.
Существующие проекты обладают четко выраженной поляризацией, что видно из самих названий проектов. Тем не менее, в отношении очень немногих известных в обществе людей можно вынести однозначное решение, позитивен он или негативен, гордость ли это России или ее позор. Поэтому представляется оптимальным предоставить посетителям сайта возможность проголосовать как позитивно, так и негативно, причем использовать несколько уровней оценки позитивности или негативности.
Помимо этого, существующие проекты практически не позволяют получить сколько-нибудь объективную оценку представленных на проектах кандидатов, поскольку:
• процессы обсуждения кандидатов и голосования за них реализованы полностью раздельно, в частности, существует возможность просто проголосовать за кандидата без какого-либо обоснования своего мнения;
• правила голосования позволяют одному и тому же посетителю сайта голосовать за какого-либо кандидата каждый день;
• в один день можно проголосовать только за одного кандидата;
• кандидат оценивается исключительно на основе количества поданных за него голосов.
Поэтому, в целях получения более объективной оценки кандидатов, представляется целесообразным реализовать более строгие правила голосования и подсчет рейтинга кандидатов на основе нескольких критериев.
Более подробно процессы обсуждения кандидатов, голосования и подсчета рейтинга кандидатов представлены в разделах «Правила обсуждения и голосования» и «Определение рейтинга кандидатов».
Существующие проекты практически никак не структурируют обсуждаемых кандидатов, поэтому в одном списке присутствуют политики, экономисты, правозащитники, представители шоу- бизнеса, религиозные деятели и т.д. Более того, в общем списке одновременно присутствуют как ныне здравствующие, так и исторические деятели. Тем не менее, представляется очевидным, что степень ответственности, к примеру, политика высокого ранга и представителя шоу-бизнеса различна, хотя бы потому, что шоу-бизнес зависит от проводимой в стране политики. Поэтому представляется целесообразным структурировать сайт за счет введения номинаций, например, «Политика». Также представляется целесообразным в каждой из номинаций ввести разделение кандидатов на «Ныне здравствующих» и «Исторических деятелей». Более подробный перечень номинаций представлен в разделе «Структура сайта».
Добавление кандидатов в существующих проектах осуществляется посетителями соответствующих сайтов в соответствии с правилами добавления кандидатов, принятыми для конкретных сайтов. Тем не менее, сама направленность сайта в значительной мере определяет выбор кандидатов для добавления. Ввиду того, что создаваемый сайт предназначен для выработки объективной оценки кандидатов, представляется целесообразным следующий подход:
• начальный перечень кандидатов определяется на стадии разработки сайта. В этот перечень практически автоматически должны быть включены как минимум все значимые на данный момент политические лидеры, представители крупного бизнеса, а также видные деятели СМИ и, возможно, шоу-бизнеса;
• впоследствии кандидаты могут добавляться посетителями сайта в соответствии с правилами добавления кандидатов.
Подробно правила добавления кандидатов изложены в разделе «Правила добавления кандидатов».
Существующий проект «Позор России» не требует обязательной регистрации своих пользователей, даже для голосования и участия в обсуждениях кандидатов. Проект «Имя России» регистрацию требует. Поскольку разрабатываемый проект одной из своих главных целей ставит выработку максимально объективной оценки деятельности кандидатов, представляется целесообразным принимать к рассмотрению только обоснованные (предпочтительно документально) мнения пользователей сайта. Было бы в высшей степени желательно, чтобы такие мнения представлялись не анонимно. Поэтому регистрация пользователей с минимально возможным представлением персональных данных была бы очень желательна. Тем не менее, понятно желание пользователей в максимально возможной степени соблюдать анонимность, поэтому вопрос этот требует очень внимательной проработки.
Одним из недостатков существующих проектов является не очень содержательное, а в проекте «Позор России» зачастую некорректное и даже просто грубое, обсуждение кандидатов. Обсуждения на сайте проекта «Позор России» часто превращаются в банальные перепалки между участниками, которые провоцируются и поддерживаются «троллями». Основной причиной этого явления является недостаточный уровень модерирования контента, осуществляемый на проекте. Поэтому в разрабатываемом проекте представляется целесообразным четкое определение и неукоснительное соблюдения жестких правил модеррирования контента. Правила модерации подробно изложены в разделе «Правила модерирования контента».
В настоящий момент проекты «Имя России» и «Позор России» практически прекратили свое развитие. Для разрабатываемого сайта представляется целесообразной следующая политика развития:
• старт с минимальным набором сервисов и минимальной функциональностью;
• периодическое расширение набора сервисов и функциональности;
• для обеспечения возможности развития сайта, представляется целесообразной разработка платных сервисов (к примеру: юридических или консалтинговых).
Возможные варианты расширения функциональности сайта представлены в разделе «Возможные направления развития».
5. Принципы технической реализации проекта.
5.1. Структура сайта.
Предлагается включить в сайт следующие разделы:
•
«О проекте» - краткое описание целей создания сайта;
•
«Номинации и кандидаты» - содержит перечень номинаций и кандидатов в каждой из номинаций. Предлагается следующий перечень номинаций:
- Политика;
- Экономика;
- Бизнес;
- Шоу-бизнес;
- Искусство и литература;
- СМИ;
- Религия;
В каждой из номинаций предлагается ввести разделение кандидатов на «действующих» и «исторических».
•
«Аналитика» - раздел содержит аналитические статьи по тематике сайта;
•
«Форум» - раздел содержит обсуждения основных направлений развития общества и конкретной роли кандидатов в формировании этих направлений;
•
«Гостевая книга» - предназначен для приема предложений и замечаний посетителей сайта в части реализации, поддержки и развития сайта.
5.2. Правила регистрация пользователей на сайте.
• Регистрация на сайте является желательной, но не обязательной.
• Регистрация осуществляется с предоставлением минимального количества информации о пользователе сайта.
• Зарегистрированные пользователи получают доступ к полной функциональности сайта.
• Незарегистрированные пользователи получают следующие возможности:
- просмотр всех разделов сайта;
- отправка сообщений в гостевую книгу;
5.3. Правила добавления кандидатов.
• Кандидаты могут быть добавлены администрацией сайта или быть предложены для добавления зарегистрированными пользователями сайта.
• Предложенные зарегистрированными пользователями кандидаты утверждаются администрацией сайта.
• Основанием для добавления нового кандидата в любую из номинаций является высокая степень влияния деятельности кандидата на один или несколько аспектов развития страны.
• Кандидат может быть добавлен в одну или несколько номинаций, что позволит оценить качество деятельности кандидата в каждой из номинаций;
• По каждому обсуждаемому на сайте кандидату должна быть представлена следующая информация (можно назвать эту информацию «Анкетой кандидата»):
- Фамилия, Имя, Отчество;
- Фотография;
- Занимаемая должность;
- Краткая справка о профессиональной деятельности кандидата;
- Основание для добавления кандидата
• Вся информация, представленная в анкете, должна быть обоснована и подана в нейтральной форме. В анкете допускается оценка должности, занимаемой кандидатом, с точки зрения ее значимости для развития страны, но не допускается какая-либо оценка деятельности кандидата. Качество деятельности кандидата оценивается исключительно в процессе последующего обсуждения и голосования.
5.4. Правила обсуждения и голосования.
• Обсуждению подлежит исключительно профессиональная деятельность кандидата и ее результаты и последствия для развития страны.
• Не допускается обсуждение в какой-либо форме частной жизни кандидатов, например: семейной жизни, сексуальной ориентации, религиозной принадлежности, национальности и т.д.
• В процессе обсуждения не допускается использование ненормативной лексики, выражения, в явной или скрытой форме оскорбляющие обсуждаемых кандидатов и других участников обсуждения.
• В процессе обсуждения желательно избегать излишне эмоциональных комментариев и комментариев, не несущих смысловой нагрузки.
• Представляется целесообразным предоставить по каждому обсуждаемому кандидату несколько вариантов выбора, например:
- негативен;
- скорее негативен;
- нейтрален;
- скорее позитивен;
- позитивен.
поскольку такой подход к организации голосования позволит получить некую интегральную оценку деятельности каждого обсуждаемого кандидата.
• С целью формирования максимально объективной оценки деятельности кандидата предлагается следующий вариант правил голосования:
• Допускаются следующие варианты подачи голосов:
- Голос подан без обоснования мнения (вес голоса - 1);
- Голос подан с обоснованием мнения (вес голоса – от 1 до 50, конкретное значение определяется модератором в зависимости от уровня достоверности фактов, представленных в качестве обоснования мнения).
Назначенный голосу вес учитывается при подсчете рейтинга кандидата;
• Для незарегистированных пользователей допускается только один голос с каждого конкретного IP адреса, при этом допускается голосование сразу за нескольких кандидатов;
• Для зарегистрированных пользователей правила голосования аналогичны ранее описанным, но допускается ситуация изменения пользователем своего мнения. В случае изменения пользователем своего мнения при подсчете рейтинга учитывается последний из поданных голосов;
5.5. Подсчет рейтинга кандидатов.
• Рейтинг кандидата подсчитывается по следующей формуле:
Рейтинг =
Сумма (
коэффициент_оценки *
коэффициент_голоса) /
количество_голосов.
где
коэффициент_оценки определяется следующим образом:
- негативен – (-1
;
- скорее негативен – (-3);
- нейтрален – (+1);
- скорее позитивен – (+3);
- позитивен – (+1
;
коэффициент_голоса – определяется в процессе модерирования голоса;
количество_голосов – общее количество поданных за номинанта голосов.
• Рейтинг кандидатов периодически обновляется, ориентировочно один раз в сутки.
5.6. Правила модерирования сайта.
• Модерации подлежат все сообщения, поступающие на сайт от пользователей.
• Удалению подлежат следующие сообщения:
- противоречащие действующим на территории Российской Федерации законам;
- содержащие призывы к насильственному изменению существующего общественного строя;
- содержащие призывы к национальной и/или религиозной розни и/или призывы экстремистского характера;
oсодержащие ненормативную лексику;
- в явной или скрытой форме оскорбляющие честь и достоинство обсуждаемых кандидатов и/или других участников;
- не несущие смысловой нагрузки;
- содержащие рекламу любых товаров и/или услуг;
- оффтоп;
• Являются нежелательными сообщения:
- содержащие объемные цитаты из сторонних источников без указания ссылки на источник и не содержащие собственного мнения участника обсуждения;
- содержащие объемные цитаты других участников обсуждения и не содержащие собственного мнения участника обсуждения;
- излишне эмоциональные сообщения;
• Пользователю, отправившему сообщение, подлежащее удалению или нежелательное сообщение, выносится предупреждение модератором сайта. Пользователь, получивший 3 предупреждения, может быть забанен на определенный или неопределенный срок.
• В случае, если пользователь сайта не согласен с вынесенным ему предупреждением или иным наказанием, обжалование решения модератора должно осуществляться посредством личных сообщений.
• В случае, если пользователю не удалось представить убедительное объяснение своих действий, решение модератора является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
6. Возможные направления развития сайта.
В качестве возможных направлений развития сайта могут быть рассмотрены:
• публикация и обсуждение принимаемых в стране законопроектов, с формированием коллективного мнения участников обсуждения и представлением сформированного мнения в органы государственной власти;
• юридический разбор ситуаций, связанных с различными бюрократическим проволочками, вымоганием взяток или иных затруднительных ситуаций, оказание юридических консультаций (возможно, за разумную плату);
• расширение возможностей голосования (с применением смс и, возможно, телефонного голосования ).